Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 3, С. 72–88
УДК: 
159.91

Особенности темперамента и волевой саморегуляции у студентов спортивного и гуманитарного профилей обучения

Лисова Н. А. 1 (Красноярск, Россия), Шилов С. Н. 1 (Красноярск, Россия)
1 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Аннотация: 

Проблема и цель. Сейчас наиболее актуальной является проблема внедрения дифференцированного подхода в образовательную практику, в том числе высшей школы. Однако для его реализации необходимо углубленное исследование индивидуально-типологических и поведенческих характеристик студентов конкретных образовательных направлений. Цель статьи – определение особенностей темперамента и волевой саморегуляции студентов в зависимости от профиля обучения.
Методология. Исследование базируется на подходах В. И. Моросановой, А. К. Осницкого, Г. С. Прыгина к понятию произвольной саморегуляции деятельности. Для выявления уровней саморегуляции поведения были использованы тест-опросник А. В. Зверькова, Е. В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», методика «Выявление стиля саморегуляции деятельности» Г. С. Прыгина и метод игрового биоуправления по кардиоритму.
Результаты. Показаны отличия в структуре темперамента и уровне волевой саморегуляции студентов различных профилей. Обнаружено достоверное отличие в характеристиках темперамента, определяющих общую активность, гибкость и целенаправленность поведения, а также настроение и чувствительность к внешним воздействиям у студентов с различным уровнем саморегуляторных навыков. Отмечается, что почти все исследуемые параметры саморегуляции деятельности находились на более низком уровне у студентов гуманитарного профиля. Авторы связывают это с большей интенсивностью поведенческих проявлений и чувствительностью студентов гуманитарного направления подготовки. Сопоставление данных и корреляционный анализ выявили наличие взаимосвязи уровня волевой саморегуляции и автономности-зависимости с некоторыми из черт темперамента, таких как гибкость, отвлекаемость, настойчивость, чувствительность для каждого профиля обучения.
Заключение. Саморегуляция деятельности студентов вуза имеет свои особенности у представителей различных направлений профессиональной подготовки и связана со структурой их темперамента. Полученные результаты позволяют более эффективно реализовывать личностно-ориентированный подход в соответствии со спецификой учебно-профессиональной направленности студентов.

Ключевые слова: 

темперамент; саморегуляция; личностные особенности; студенты; профиль обучения; дифференцированный подход; биоуправление

15.389 Dual Task | Traumatic Brain Injury | Temperament

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Peculiarities of temperament and voluntary self-regulation in sports and humanities students

Библиографическая ссылка:
Лисова Н. А., Шилов С. Н. Особенности темперамента и волевой саморегуляции у студентов спортивного и гуманитарного профилей обучения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 3. – С. 72–88. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1703.05
Список литературы: 
  1. Блинова Н. Г., Аверьянова Н. В., Казин Э. М. Взаимосвязь образа жизни и культуры здоровья с процессами адаптации к учебной деятельности у студентов // Валеология. – 2014. – № 1. – С. 21–24.
  2. Дугарова Т. Ц., Шахмалова И. Ж. Особенности адаптации сельских студентов к обучению в вузе: проблемы и пути решения // Вестник ТГПУ. – 2016. – № 1 (166). – С. 57–62.
  3. Павленкович С. С., Токаева Л. К., Беспалова Т. А. Психофизиологические аспекты учебной адаптации студентов-первокурсников физкультурного вуза в гендерном аспекте // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 717.
  4. Denissen J. J. A., van Aken M. A. G., Penke L., Wood D. Self-Regulation Underlies Temperament and Personality: An Integrative Developmental Framework // Child Development Perspectives. – 2013. – Vol. 7, Issue 4. – P. 255–260. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/cdep.12050
  5. Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students academic performance: a systematic review and meta-analysis // Psychological bulletin. – 2012. – Vol. 138 (2), № 2. – P. 353–387. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0026838
  6. Солдатова О. Г., Шилов С. Н., Потылицина В. Ю. Взаимосвязь особенностей темперамента с неспецифической резистентностью организма и уровнем здоровья // Неврологический вестник. – 2008. – Т. XL, № 1. – С. 10–13.
  7. Лисова Н. А., Шилов С. Н. Роль активационных процессов коры головного мозга в формировании стрессоустойчивости у студенток с различными темпераментальными характеристиками // Сибирский вестник специального образования. – 2015. – № 2 (15). – С. 52–57.
  8. Pintzinger N. M., Pfabigan D. M., Pfau L., Kryspin-Exner I., Lamm C. Temperament differentially influences early information processing in men and women: Preliminary electrophysiological evidence of attentional biases in healthy individuals // Biological Psychology.– 2017. – Vol. 122. – P. 69–79. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.biopsycho.2016.07.007
  9. Рыбников В. Ю., Дубинский А. А., Булыгина В. Г. Индивидуально-психологические предикторы адаптации и дезадаптации специалистов экстримального профиля деятельности // Экология человека. – 2017. – № 3. – С. 3–9.
  10. Прыгин Г. С. Психология самостоятельности: Монография. – Ижевск, Набережные Челны: Институт управления, 2009. – 408 с.
  11. Nigg J. T. Annual Research Review: On the relations among self‐regulation, self‐control, executive functioning, effortful control, cognitive control, impulsivity, risk‐taking, and inhibition for developmental psychopathology // Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 2017. – Vol. 58, Issue 4. – P. 361–383. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcpp.12675
  12. McClelland M. M., Geldhof G. J., Cameron C. E., Wanless Sh. B. Development and Self-Regulation // Handbook of Child Psychology and Developmental Science. – 2015. – Vol. 1 (14). – P. 1–43. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/9781118963418.childpsy114
  13. Бердников Д. В., Бобынцев И. И., Апчел В. Я. Саморегуляция как основа взаимодействия человека со средой // Вестник российской военно-медицинской академии. – 2014. – № 4 (48). – С. 228–234.
  14. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2010. – № 1. – С. 36–45.
  15. Осницкий А. К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. Часть 1 // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2009. – № 5 (7). – С. 3.
  16. Garro A. Early Childhood Assessment in School and Clinical Child Psychology. – New York.: Springer, 2016. – 297 p. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-1-4939-6349-2
  17. Zimmerman B. J., Kitsantas A. Comparing students self-discipline and self-regulation measures and their prediction of academic achievement // Contemporary Educational Psychology. – 2014. – Vol.  39, Issue 2. – P. 145–155. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.cedpsych.2014.03.004
  18. de Bruin A. B., Kok E. M., Lobbestael J., de Grip A. The impact of an online tool for monitoring and regulating learning at university: overconfidence, learning strategy, and personality // Metacognition and Learning. – 2016. – Vol. 12, Issue 1. – P. 21–43. DOI: https://doi.org/10.1007/s11409-016-9159-5
  19. Bornemann B., Kok B. E., Böckler A., Singer T. Helping from the heart: Voluntary upregulation of heart rate variability predicts altruistic behavior // Biological Psychology. – 2016. – Vol. 119. – P. 54–63. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.biopsycho.2016.07.004
  20. Tuck N. L., Grant R. C. I., Sollers J. J., Booth R. J., Consedine, N. S. Higher resting heart rate variability predicts skill in expressing some emotions // Psychophysiology. – 2016. – Vol. 53, Issue 12. – P. 1852–1857. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/psyp.12755
  21. Montroy J. J., Bowles R. P., Skibbe L. E., Foster T. D. Social skills and problem behaviors as mediators of the relationship between behavioral self-regulation and academic achievement // Early Childhood Research Quarterly. – 2014. – Vol. 29, Issue 3. – P. 298–309. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2014.03.002
  22. Barutchu A., Carter O., Hester R., Levy N. Strength in cognitive self-regulation // Frontiers in Physiology. – 2013. – Vol.  4. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2013.00174
  23. Конопкин О. А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 22–34.
  24. Kärner T., Kögler K. Emotional states during learning situations and students self-regulation: process-oriented analysis of person-situation interactions in the vocational classroom // Empirical Research in Vocational Education and Training. – 2016. – Vol. 8, no. 1. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s40461-016-0038-8
  25. Cleary T. J., Platten P. Examining the correspondence between self-regulated learning and academic achievement: A case study analysis // Education Research International. – 2013. – Vol.  2013. – 18 pages. DOI: http://dx.doi.org/10.1155/2013/272560
  26. Van Laer S., Elen J. In search of attributes that support self-regulation in blended learning environments // Education and Information Technologies. – 2016. – P. 1–60. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-016-9505-x
  27. Мажирина К. Г., Джафарова О. А., Фрезе В. Р. Типологизация профилей индивидуальной динамики саморегуляции при помощи технологии компьютерного игрового биоуправления // Бюллетень сибирской медицины. – 2010. – Т. 9, № 2. –  С. 119–124.
  28. Hofmann W., Schmeichel B. J., Baddeley A. D. Executive functions and self-regulation // Trends in cognitive sciences. – 2012. – Vol. 16, Issue 3. – P. 174–180. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tics.2012.01.006
  29. Щебланов В. Ю., Бобров А. Ф., Джафарова О. А., Надоров С. А. Связь индивидуальных механизмов саморегуляции со свойством стрессоустойчивости // Бюллетень сибирской медицины. – 2010. – Т. 9, № 2. – С. 134–139.
Дата публикации 30.06.2017