Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 2, С. 34–48
УДК: 
37.025.8

Развитие воображения в процессе чтения электронной книги

Динер Е. В. 1 (Киров, Россия), Мосунова Л. А. 1 (Киров, Россия)
1 Вятский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлен обзор завершённых исследований по проблеме психологии чтения, связанной с изменением психологии восприятия текста в мультимедийной среде. В условиях распространения мультимедийных технологий изменяются способы взаимодействия читателя с информацией, возрастает количество людей, ориентированных на восприятие экранного образа. В этом контексте одной из важнейших становится проблема развития воображения, активная работа которого связана со знаковой природой текстов. Однако в настоящее время эта проблема остаётся малоизученной как в России, так и за рубежом. Цель статьи – дать анализ особенностей работы механизмов воображения в условиях знакового разнообразия электронных текстов и на этой основе охарактеризовать принцип эргономичности как базовый для достижения оптимального сочетания информационных знаков в электронной книге.
Методология. Методология исследования построена на системе базисных принципов, методов и понятий психологической теории деятельности и теории речевой деятельности; включает понятие воображения, концепцию электронной книги, принцип эргономичности, содержание которого по отношению к электронной коммуникации определено на основе метода моделирования.
Результаты. Основные результаты заключаются в осмыслении психологических особенностей восприятия электронного текста. В статье исследуются актуальные вопросы развития воображения в условиях знакового разнообразия, присущего электронной коммуникации, и выявляются принципы, на базе которых возможно полноценное развитие воображения в мультимедийной среде. Подчёркивается, что замещение символьной знаковой системы видеоинформацией может привести к недостаточному развитию творческого воображения, отвечающего за самостоятельное создание новых образов, мысленное преобразование действительности.
Заключение. Делаются выводы о том, что преодоление редуцирования воображения в процессе чтения электронной книги возможно в применении к её знаковому разнообразию принципа эргономичности. Рассмотрено содержание этого принципа относительно электронной книги. Экспериментально доказана целесообразность его применения к знаковой составляющей электронной книги. Приведены примеры экспериментальных практических разработок в области электронной учебной и научно-популярной книги для младших школьников. Авторы отмечают, что принцип эргономичности нацелен на достижение необходимого баланса информационных знаков, оптимального для развития воображения. Поэтому при создании электронных книжных контентов важно учитывать психологические аспекты восприятия электронного текста.

Ключевые слова: 

чтение; воображение; электронная книга; электронное учебное пособие; мультимедийный текст; знаковая составляющая; мультимедийные технологии; эргономика

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Imagination development in the process of reading e-books

Библиографическая ссылка:
Динер Е. В., Мосунова Л. А. Развитие воображения в процессе чтения электронной книги // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2. – С. 34–48. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1702.03
Список литературы: 
  1. Чудинова В. П. Тенденции и содержание чтения подростков: возможности коррекции // Чтение. XXI век: коллективная монография. – Челябинск: Челябинская госакадемия культуры и искусств, 2014. – С. 108–123.
  2. Чудинова В. П.,  Шаповал С. А., Колосова Е. А., Губанова А. Ю., Армадерова Е. А., Косенко Л. Н. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде: социологическое исследование. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. – 144 с.
  3. Sorensen A., Hallinan M. Effects of ability grouping on growth in academic achievement // American Educational Research Journal. – 1986. – Vol. 23, № 4. – P. 519–542.
  4. Williams Sh., McGee R. Reading attainment and juvenile delinquency // Journal of Child Psychology. – 1994. – Vol. 35, № 3. – P. 441–459.
  5. Schwartz S. H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology. – 1992. – Vol. 25. – P. 165.
  6. Gueval J., Tarnow K., Kumm S. Implementing e-books: Faculty and student experiences // Teaching and Learning in Nursing. – 2015. – Vol. 10, Issue 4. – P. 161–185. DOI: http://doi.org/10.1016/j.teln.2015.06.003
  7. Cavallo G., Chartier R. A History of Reading in the j West. – Amherst: Univ. of Massachusetts press, 2003. – 488 p.
  8. Cordуn-Garcia J.-A., Alonso-Arevalo J., Gjmez-Diaz R., Linder D. Towards a new conception of books and reading // Social Reading. – 2013. – P. 7–75. DOI:  http://doi.org/10.1016/B978-1-84334-726-2.50001-X
  9. Maxim A., Maxim A.-U. The Role of e-books in Reshaping the Publishing Industry // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 62. – P. 1046–1050. DOI http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.09.178
  10. Мелентьева Ю. П. О чтении. (Размышления о теоретических аспектах чтения). – М.: Канон+, 2014. – 184 с.
  11. Четенто в реална и електронна среда: с научни доклади: кръгла маса с международно участие (18 септември 2014) / съст. Е. Павловска; рец. Стоян Дончев. – София: За буквите – О писменех, 2014. – 223 с.
  12. Roskos K., Brueck J., Lenhart L. An analysis of e-book learning platforms: Affordances, architecture, functionality and analytics // International Journal of Child-Computer Interaction. – 2017. In Press. DOI: http://doi.org/10.1016/j.ijcci.2017.01.003
  13. Kör H., Aksoy H., Erbay H. Comparison of the Proficiency Level of the Course Materials (Animations, Videos, Simulations, E-books) Used in Distance Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 141. – P. 854–860. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.05.150
  14. Mulholland E., Bates J. Use and Perceptions of e-books by Academic Staff in Further Education // The Journal of Academic Librarianship. – 2014. – Vol. 40. – P. 492–499. DOI:  http://doi.org/10.1016/j.acalib.2014.05.018
  15. Bradshaw T., Bonnie N. National Endowment for the Arts // Reading at Risk: A Survey of Literary Reading in America: Research Division Report № 46. – Washington, 2004.  – 60 p.
  16. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке. – М.: Академический проект, 2000. – 320 с.
  17. Raynard M. Understanding Academic e-books through the diffusion of innovations theory as a basis for developing effective marketing and educational strategies // The Journal of Academic Librarianship. – 2017. – Vol. 43. – P. 82–86. DOI: http://doi.org/10.1016/j.acalib.2016.08.011
  18. Мосунова Л. А. Актуальные вопросы психологии чтения художественной литературы // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – № 3 (1). – С. 162–171.
  19. Динер Е. В. Принцип эргономичности: содержание и особенности применения к структуре электронной книги // Полиграфист. В помощь руководителю и главному бухгалтеру. – 2015. – № 3 (69). – С. 16–26.
Дата публикации 30.04.2017