Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2016, No.6, С.7-16
УДК: 
373.1 + 37.022 + 37.012

Концепция личностно-оринтированного образования на основе проявления личности

Смолеусова Т. В. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Аннотация: 

В статье обоснована актуальность личностно-ориентированного подхода в условиях смены целей и парадигмы отечественного образования со знаниевой на личностную; представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме личностно-ориентированного образования. Цель статьи – обосновать и раскрыть авторскую концепцию личностно-ориентированного подхода в образовании на основе психологической теории проявления личности. Представлены результаты авторского исследования готовности учителей к реализации личностно-ориентированного образования на уроках на основе анализа наблюдений, анкет, уроков и публикаций. Более трети учителей путают личностно-ориентированное образование с индивидуальным подход; 100% - не проявили знание содержания понятия «личность». Ни один учитель не смог перечислить критерии и показатели личностно-ориентированного образования.
Выявлен уровень методической готовности учителя к внедрению личностно-ориентированного подхода на уроках, который не является удовлетворительным. Две трети педагогов не смогли ответить, как они реализуют указанное образование.
В статье рассмотрены методологические основы личностно-ориентированного образования на основе анализа работ А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, В. А. Петровского, М. Г. Ярошевского, А. Г. Маслоу, В. В. Серикова, И. С. Якиманской, Н. И. Алексеева, Е. В. Бондаревской, М. Боуэн, Т. В. Лавриковой, А. В. Хуторского. Обоснована и раскрыта авторская концепция личностно-ориентированного подхода в образовании на основе компонентов проявления личности в триединстве аспектов: индивидуальности, межиндивидуальности (т.к. личность создается и проявляется в группе) и вкладов личности в других людей, осуществляемых через деятельность.
Концепция помогает учителю осуществлять осмысленный и критериальный выбор методического инструментария для реализации личностно-ориентированного образования. Описаны соответствующие выявленные методические пути.

Ключевые слова: 

личность, личностно-ориентированный подход, проявление личности, инновации в образовании, формы и методы реализации личностно-ориентированного подхода

Библиографическая ссылка:
Смолеусова Т.В. Концепция личностно-ориентированного подхода в образовании на основе проявления личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 6. – С. 7–16. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1606.01

Список литературы: 
  1. Ibrayev B., Kussainova M. Empirical Research of the Use of Personality-oriented Methods in Primary School Original Research Article // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 140. – P 404–412.  DOI:  http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.04.444
  2. Hietajärvi L., Tuominen-Soini H., Hakkarainen K., Salmela-Aro K., Lonka K. Is Student Motivation Related to Socio-digital Participation? A Person-oriented Approach Original Research Article // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 171. –  P. 1156–1167 DOI:  http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.226
  3. Emerson T. L. N., English L., McGoldrick K. M. Cooperative learning and personality types // International Review of Economics Education. – 2016. – Vol. 21. – P. 21–29.  DOI:  http://dx.doi.org/10.1080/00220485.2014.978923
  4. Maslow A. H. Motivation and Personality. – 2nd ed. – N.Y.: Harper & Row, 1970. – 395 p.
  5. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А. А. Бодалева – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. – С. 384.
  6. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
  7. Алексеев Н. И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень: ТюмГУ, 1997. – 186 с.
  8. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29–36.
  9. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. – 1992. – № 3–4. – С. 24–33.
  10. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. – Т. 2: Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
  11. Глассер У. Школы без неудачников. – М.: Прогресс, 1991. – 174 с.
  12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  13. Лаврикова Т. В. Педагогика личности. – Воронеж: ВГПУ, 1998. – 233 с.
  14. Образование в поисках человеческих смыслов / под ред. Е. В. Бондаревской. – Ростов-н/Д: РАО Юж. отд-ние, 1995. – 216 с.
  15. Петровский В. А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. – 1981. – № 2. – С. 40–46.
  16. Петровский В. А., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998.
  17. Пушкарева Е. А. Философия личности: проблема самоопределения // Философия образования. – 2002. – № 4. – С. 15–20.
  18. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 4 – С. 10–13.
  19. Сериков В. В. Образование и личность. – М.: Логос, 1999. – 272 с.
  20. Смолеусова Т. В. Поддержка интереса к знаниям – как сформировать мотивацию учения? // Народное образование. – 2014. – № 8. – С. 162–167.
  21. Смолеусова Т. В. Идеи гуманизации на уроках // Сибирский учитель. – 2001. – № 1. – С. 26.
  22. Смолеусова Т. В. Воспитание мысли у младших школьников. Математика. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2005 – 92 с.
  23. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
Дата публикации 26.12.2016