Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2016, No.3, С.105-115
УДК: 
371 + 372.851

Методология и технология внедрения компетентностного подхода в математическом образовании

Жафяров А. Ж. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье коротко рассматривается связь между успехами системы образования и производительностью труда. Автором подчеркивается, что система образования, построенная на основе компетентностного подхода, является эффективной и прогрессивной. Ее полезность состоит в гуманности, т. к. предупреждает обучающихся об особенностях сегодняшней быстро меняющейся жизни. В работе рассмотрены различные, причем противоречивые, определения ключевого понятия компетентностного подхода – компетенция. Проанализированы определения этого понятия, данные учеными России и зарубежья. Автор взял на себя смелость: 1) указать на типичную ошибку, характерную для этих определений; 2) предложить свое альтернативное определение. Рекомендуется в дальнейшем работать с использованием понятия компетентность. Как реализация первого шага в этом направлении деятельности новые государственные стандарты для магистров педагогического направления (Приказ Минобрнауки России от 21 ноября 2014 г. № 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)») изложены в терминах компетентностей. Кроме того, в статье представлена авторская методология и технология внедрения компетентностного подхода в учебный процесс.

Ключевые слова: 

компетенция, компетентность, теорема Гёделя, государственные стандарты, магистратура

Библиографическая ссылка:
Жафяров А. Ж. Методология и технология внедрения компетентностного подхода в математическом образовании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 105–115. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1603.10

Список литературы: 
  1. Ashby W. R. Design for a brain. The origin of adaptive behavior. – London: Chapman and Hall, 1960. – 389 p.
  2. Bruner J. S. Toward a Theory of Instruction. – Cambridge: The Belknap Press of Harvard University Press, 1967. – 176 p.
  3. Bruner J. S. The process of education. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1960. – 229 р.
  4. Cheetham G., Chivers G. The reflective (and competent) practitioner: a model of professional competence which seeks to harmonise the reflective practitioner and competence-based approaches // Journal of European Industrial Training. – 1998. – № 22 (7). – P. 267–276.
  5. Dewey J. Experience and education. – N.Y.: Simon and Schuster, 2007. – 96 р.
  6. Hirsch E. D. Cultural literacy: What every American needs to know. – Boston: Houghton Mifflin, 1987. – 189 р.
  7. Kolb D., Fry R. Towards an applied theory of experimental leaning // Theories of group processes. – London: Wiley, 1975. – P. 33–57.
  8. Markham T.,  Lenz B. Ready for the world // Educational leadership. – 2012. – Vol. 59, № 7. – Р. 47–52.
  9. Pinar W.,  Reynolds W. , Slattery P. , Taubman P. Understanding Curriculum: An Introduction to the Study of Historical and Contemporary Curriculum Discourses. – N.Y.: Peter Lang, 2008. – 1143 р.
  10. Shale D. G. Toward a reconceptualization of distance education // American Journal of Distance Education. – 1988. – Vol. 2, № 3. – P. 25–35.
  11. Жафяров А. Ж. Компетентностный подход к изучению школьного курса алгебры // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 8. – С. 64–68.
  12. Жафяров А. Ж. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Делимость целых чисел»: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – 218 с.
  13. Жафяров А. Ж. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Линейная функция и ее приложения»: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – 279 с.
  14. Жафяров А. Ж., Жафяров А. А. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Квадратичная функция и ее приложения» в процессе изучения школьного курса математики: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 225 с.
  15. Жафяров А. Ж., Никитина Е. С., Федотова М. Е. Методология и технология формирования компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Квадратичная функция и ее приложения»: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 145 с.
  16. Жафяров А. Ж., Никитина Е. С., Федотова М. Е. Формирование базисных компетенций и компетентностей по теме «Функция переменных высоких степеней и ее приложения»: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – 140 с.
  17. Жафяров А. Ж., Чугунова Т. А. Новые стандарты магистратуры (педагогическое направление) в терминах компетентностей // Философия образования. – 2016. – № 2 (65). – С. 163–172.
  18. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика. – М.: Академия, 2007. – 352 с.
  19. Шадриков В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетенции // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. – 2006. – № 1. – С. 15–21.
Дата публикации 29.06.2016