Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2016, Т. 6, № 5, С. 7–23
УДК: 
159.942+159.947.5

Ретроспективная оценка эмоциональных переживаний и намерений подростков в длительной экстремальной ситуации

Ситяева С. М. 1 (Комсомольск-на-Амуре, Россия), Махова И. Ю. 1 (Комсомольск-на-Амуре, Россия), Яремчук С. В. 1 (Комсомольск-на-Амуре, Россия)
1 Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
Аннотация: 

В статье отражены результаты изучения эмоциональных переживаний и намерений подростков, являющихся следствием их включения в длительную экстремальную ситуацию. Выборку исследования составил 91 подросток 13-14 лет (46 девочек и 45 мальчиков), присутствовавшие в городе Комсомольске-на-Амуре во время наводнения реки Амур, когда режим чрезвычайной ситуации сохранялся с 21 августа по 26 сентября 2013 года (на момент экстремальной ситуации испытуемым было 11-12 лет). В качестве основного метода сбора материала использовался опрос, в котором испытуемым необходимо было ретроспективно оценить свое эмоциональное состояние в экстремальной ситуации, а также выразить согласие с высказываниями, отражающими возможные намерения респондентов в случае повторения экстремальной ситуации. В результате исследования обнаружено, что основными эмоциями подростков в длительной экстремальной ситуации являются эмоции интереса, удивления и любопытства, которые имеют корреляционные связи с намерениями активно действовать в случае повторения ситуации, сохранять спокойствие и обращаться к социальной поддержке. Корреляционный анализ также показывает, что уменьшение интенсивности интереса и любопытства сопряжено с возрастанием желания подростков уехать из города, в котором произошла экстремальная ситуация. Негативные эмоции, окрашивающие экстремальную ситуацию, оказались связаны с намерениями по ее активному преодолению. В заключении обозначены основные направления работы с подростками в длительной экстремальной ситуации: 1) профилактика возникновения у детей переживаний неотвратимости и непреодолимости потерь; 2) помощь детям в выражении их негативных чувств, понимание значения негативных чувств в возникновении намерений, направленных на преобразование ситуации; 3) поощрение интереса и любопытства подростков, информирование их о происходящем.

Ключевые слова: 

экстремальная ситуация, наводнение, эмоции, намерения, подростки, адаптация

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85017637121&origin=...

Emotions and intentions of adolescent in a long-Term emergency situation: Retrospective evaluation

Библиографическая ссылка:
Ситяева С. М., Махова И. Ю., Яремчук С. В. Ретроспективная оценка эмоциональных переживаний и намерений подростков в длительной экстремальной ситуации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 5. – С. 7–23. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1605.01
Список литературы: 
  1. Алам M. Ш., Родионова О. М. Влияние стихийных бедствий на разные слои населения Республики Бангладеш // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 1 (56). – С. 252–255.
  2. Уварина Н. В. Эмоциональная поддержка в структуре первой помощи детям в экстремальной ситуации // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014. – № 3. – С. 48–51.
  3. Онищенко Н. В. Ребенок в очаге чрезвычайной ситуации: оценка состояния и психологическая помощь // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Педагогика и психология». – 2013. – № 1 (23). – С. 45–52.
  4. Apetekar L., Boore J. A. The emotional effects of disaster on children: A review of the literature // International Journal of Mental Health. – 1990. – Vol. 19 (2). – P. 77–90. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00207411.1990.11449164
  5. Bokszczanin A. PTSD symptoms in children and adolescents 28 months after a flood: Age and gender differences // Journal of Traumatic Stress. – 2007. – Vol. 20. – P. 347–351. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/jts.20220
  6. Sitwat A., Asad S., Yousaf A. Psychopathology, Psychiatric Symptoms and their Demographic Correlates in Female Adolescents Flood Victims // Journal of the College of Physicians and Surgeons. – 2015. – Vol. 25 (12). – P. 886–890. DOI: http://dx.doi.org/12.2015/JCPSP.886890
  7. Peng M., Liu A., Zhou J., Wen S., Li S., Yang T., Li X., Huang X., Abuaku B., Tan H. Association between posttraumatic stress disorder and preflood behavioral characteristics among children aged 7–15 years in Hunan, China //  Medical Principles and Practice. – 2011. – Vol. 20 (4). – P. 336–340. DOI: http://dx.doi.org/10.1159/000323757
  8. Колмаков Д. А., Галеева Е. А. Психологическая помощь детям, попавшим в экстремальную ситуацию // Молодой ученый. – 2015. – № 6. – С. 24–27.
  9. Шленков А. В. Возможности метода арт-терапии при оказании психологической помощи детям, пережившим чрезвычайные ситуации // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2016. – № 1. – С. 98–107.
  10. Венгер А. Л., Морозова Е. И., Морозов В. А. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях // Московский психотерапевтический журнал. – 2006. – № 1. – С. 131–159.
  11. Speier A. Psychosocial issues for children and adolescents in disasters. – Washington: U.S. Department of Health and Human Services, 2000. – 58 р.
  12. Uttervall M., Hultman C. M., Ekerwald H., Lindam A., LundinТ. After the flood: resilience among tsunami-afflicted adolescents //  Nordic Journal of Psychiatry. – 2014. – Vol. 68 (1). – P. 38–43. DOI: http://dx.doi.org/10.3109/08039488.2013.767373
  13. Мошкова И. Н., Осухова Н. Г., Янушкявичене О. Л. Экстремальные ситуации в личностном развитии ребенка // Социальная педагогика. – 2012. – № 3. – С. 43–51.
  14. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с.
  15. Ширяева О. С., Кондрашенкова С. В., Сурикова Я. А. Личность и экстремальная среда: от выживания к полноценному функционированию // Учёные записки Забайкальского государственного университета. – 2012. – № 5. – С. 233–239.
  16. Plutchik R. The Nature of Emotions // American Scientist. – 2001. – Vol. 89 (4). – P. 344–350. DOI: http://dx.doi.org/10.1511/2001.4.344
  17. Ситяева С. М., Яремчук С. В, Махова И. Ю. Ретроспективные переживания населения района, пострадавшего во время наводнения в аспекте проблемы адаптации к экстремальным ситуациям // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. – 2016. – № 1. – С. 82–88.
  18. Нуркова В. В., Василевская К. Н. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены // Вопросы психологии. – 2003. – № 5. – С. 93–102.
  19. Холмогорова А. В., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – С. 61–74.
  20. Lutz W. J., Hock E., Kang M. J. Children’s communication about distressing events: The role of emotional openness and psychological attributes of family members // American Journal of Orthopsychiatry. – 2007. – Vol. 77. – P. 86–94. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0002-9432.77.1.86
  21. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 270 c.
  22. Ильин Е. П. Эмоции и чувства.  – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
Дата публикации 31.10.2016