Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2016, Т. 6, № 2, С. 170–181
УДК: 
801.56(049.32)

Полифункциональность авторизационных вводных компонентов в тексте кинорецензии

Гаврилова Е. И. 1 (Иркутск, Россия)
1 Педагогический институт Иркутского государственного университета
Аннотация: 

В статье представлен анализ авторизационных вводных компонентов, функционирующих в тексте кинорецензии. Цель статьи – продемонстрировать полифункциональность вводных компонентов со ссылкой на источник информации. Отмечается, что способность вводных компонентов совмещать в себе несколько функций базируется на их семантико-прагматических возможностях: многоплановости выражения модуса высказывания и ориентировки на потенциального зрителя/читателя. В текстах кинорецензии авторы, как правило, не ссылаются на себя, поэтому авторизационные вводные компоненты маркируют «не авторские части» текста. Благодаря авторизационным вводным компонентам автор вводит в свой текст линию режиссёра, актёров, продюсеров, персонажей фильма, авторитетных лиц (других кинокритиков, писателей), а также ссылается на неопределённые, недостоверные источники. Подчеркивается, что, в целом сохраняя стандартизованную форму, авторизационные вводные компоненты, помимо своей основной функции, выражают персуазивность и оценочность. Подобные ссылки имеют и прагматический эффект: они рассчитаны на киноведческую (и шире – культурологическую) компетенцию читателя, приглашают его к культурологическому диалогу. В заключение делаются выводы о том, что автор рецензии чаще маркирует авторизационными вводными компонентами именно оценочную, интерпретационную часть рецензии, чем усиливает аргументационную составляющую своего текста

Ключевые слова: 

вводные компоненты, полифункциональность, авторизация, персуазивность, оценочность, модусные категории, аргументация

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85017593717&origin=...

Multy-functionality of authorized parentheses in film review texts

Библиографическая ссылка:
Гаврилова Е. И. Полифункциональность авторизационных вводных компонентов в тексте кинорецензии // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 2. – С. 170–181. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1602.15
Список литературы: 
  1. Chafe W., Nichols J. Evidentiality: The Linguistic Coding of Epistemology. – Norwood, NJ: Ablex, 1986. – 346 p.
  2. Антонова Л. Г. Опыты жанра: историческая и современная практика решения // Русский язык в школе. – 2000. – № 3. – С. 21–27.
  3. Григоренко М. Ю. Модусный статус эвиденциальности в современном русском языке // Вестник Московского государственного областного университета. – Серия: Русская филология. – 2009. – № 4.  – С. 73–77.
  4. Гричин С. В. Многоаспектный анализ авторизации в научном дискурсе // Вестник Пермского университета. – 2015. – Вып. 3 (31). – С. 13–22.
  5. Гричин С. В. О категориальной сущности авторизации // Сибирский филологический журнал. – 2010. – № 2. – С. 175–182.
  6. Гричин С. В. Текстостроительная функция авторизации // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 4 (12). – С. 5–14.
  7. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М.: Наука, 1973. – 351 с.
  8. Копытов О. Н. «Квадрат авторизации» в художественном произведении // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2012. –
    № 1. – С. 268–273.
  9. Копытов О. Н. Взаимодействие квалификативных модусных смыслов в тексте (авторизация и персуазивность): автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Владивосток, 2004. – 27 с.
  10. Копытов О. Н. О сложных модусных перспективах // Вестник Московского университета. – Серия 9. Филология. – 2012. – № 5. – С. 174–182.
  11. Лебедева Е. А. Авторизационные вводные элементы в аналитических жанрах англоязычных медиа // Вестник Новгородского государственного университета. – 2010. – № 57. – С. 54–57.
  12. Мальчевская Е. А. Трансформация жанра рецензии // Вестник Белорусского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 74–77.
  13. Орехова Е. Н. О субъективной модальности эвиденциальности // Вестник Московского государственного областного университета. – 2012. –№ 2. – С. 95–100.
  14. Перфильева Н. П. Метатекст в аспекте текстовых категорий. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. – 285 с.
  15. Перфильева Н. П., Хальзова Ю. Б. Семантика высказываний с частицами мол, де, дескать // Семантические и прагматические аспекты высказывания: межвуз. сб. научн. трудов. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1991. – С. 86–95.
  16. Стексова Т. И. Авторизация в научном тексте как проявление коммуникативной компетенции // Психологические аспекты изучения речевой деятельности. – 2011. – № 9. – С. 125–134.
  17. Сыроватская Н. С. Авторизация: проблемы определения и научного описания на уровне предложения и текста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. –  № 89. – С. 250–256.
  18. Тертычный А. А. Характер применения жанров в современных печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. – 2012. – № 2. – С. 106–112.
  19. Урунова Р. Д. О способах авторизации современного газетного текста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2015. – № 3-2 (33-2). – С. 263–266.
  20. Шмелёва Т. В. Диалогичность модуса // Вестник Московского университета. – Серия 9. Филология. – 1995. – № 5. – С. 147–156.
Дата публикации 10.04.2016