Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2016, Т. 6, № 1, С. 50–59
УДК: 
612.216.2 + 796.42

Сравнительный анализ эффективности психологического тренинга на фоне умственных и физических нагрузок

Янина А. С. 1 (Томск, Россия), Капилевич Л. В. 2 (Томск, Россия)
1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
2 Национальный исследовательский Томский политехнический университет; Национальный исследовательский Томский государственный университет
Аннотация: 

Целью исследования явилось выявление особенностей свойств внимания в ответ на нагрузки и отвлекающие факторы, а так же обоснование использования медитативных техник при физических и умственных нагрузках. Показано, что психологический тренинг с использованием медитативной техники оказывает положительное влияние на концентрацию внимания при физической и при умственной нагрузке даже у неопытных лиц. При освоении медитативной техники она способствует улучшению концентрации внимания на фоне нагрузок. Так же отмечается положительное влияние медитативных техник на психическую устойчивость на фоне отвлекающих факторов. На степень врабатываемости после физической нагрузки медитативная техника влияния не оказывает, но при умственной нагрузке в группе опытных медитирующих степень врабатываемости с использованием отвлекающего фактора значимо улучшается. Выявлено влияние медитативной техники на способность к устойчивости негативного влияния отвлекающих факторов. Изложенное позволяет рекомендовать использование психологического тренинга на основе медитативных техник для восстановления свойств внимания при физических и умственных нагрузках, как общедоступный метод.

Ключевые слова: 

психологический тренинг, медитативные техники, внимание, физические нагрузки, умственные нагрузки

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85017665028&origin=...

Comparative analysis of the efficiency of psychological training on intellectual and physiological activities

Библиографическая ссылка:
Янина А. С., Капилевич Л. В. Сравнительный анализ эффективности психологического тренинга на фоне умственных и физических нагрузок // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1. – С. 50–59. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1601.04
Список литературы: 
  1. Афанасьев С. В. Медитация в психологической работе с проблемами социально-психологической адаптации // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 764–766.
  2. Емельянов Б. В., Никишин С. В. Медитация как особое состояние сознания и специфическое средство против «спортивного» стресса // Культура физическая и здоровье. – 2011. – № 1 (31). – С. 45–48.
  3. Омельяненко В. И. Комплексная интегративная методика динамической медитации с дыханием буддистов при невротических реакциях // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2014. – № 2. – С. 42–47.
  4. Kapilevich L. V., Koshel’skay E. V., Krivoshyokov S. G. Physiological Basis of the Improvement of Movement Accuracy on the Basis of Stabilographic Training with Biological Feedback // Human Physiology. – 2015. – Vol. 41, No. 4. – Р. 404–411.
  5. Спивак Л. И. Измененные состояния сознания у здоровых людей (постановка вопроса, перспективы исследований) // Физиология человека. – 1988. – № 1. – С. 138–147.
  6. Кандыбович С. Л., Секач М. Ф. Психическая устойчивость человека // Человеческий капитал. – 2013. – № 9 (57). – С. 159–166.
  7. Захарова А. Н., Лалаева Г. С., Капилевич Л. В. Особенности сенсомоторных процессов у спортсменок с учетом специализации // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 11. – С. 30–32.
  8. Лалаева Г. С., Захарова А. Н., Кабачкова А. В., Миронов А. А., Капилевич Л. В. Психофизиологические особенности спортсменов циклических и силовых видов спорта // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 11. – С. 73–75.
  9. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.
  10. Коваленко Е. В., Ляпин В. А. Сравнительный анализ отдельных психофизиологических реакций в соревновательной деятельности у спортсменов, занимающихся различными видами восточных единоборств // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 66–67.
  11. Бочавер К. А., Довжик Л. М., Тер-Минасян А. А. К вопросу о концентрации внимания в спортивном скалолазании // Спортивный психолог. – 2015. – № 1 (36). – С. 55–61.
  12. Родионов А. В. Психологические проявления механизмов адаптации спортсменов к нагрузкам // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 9. – С. 15–17.
  13. Коурова О. Г., Попова Т. В., Максутова Г. И., Стадник О. С. Влияние занятий релаксацией на адаптацию к учебным нагрузкам у студентов-спортсменов // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-10. – С. 2155–2157.
  14. Марков К. К., Николаева О. О. Совершенствование качеств внимания игроков в современном волейболе // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-1. – С. 164–168.
  15. Алексеев А. В. Психомышечная тренировка: Метод психической саморегуляции. – М., 1979. – 450 с.
  16. Buscombe R.M., Bottoms L., Andersson H.  Neurophysiological, Psychological, Sport and health dimensions of three meditation techniques // South African Journal for Research in Sport, Physical Education and Recreation. 2014, Volume 36, Issue 2, Pages 15-32.
  17. Crawford C., Wallerstedt D.B., Khorsan R. A systematic review of biopsychosocial training programs for the self-management of emotional stress: Potential applications for the military // Evidence-based Complementary and Alternative Medicine. Volume 2013, 2013, Article number 747694.
  18. van der Zwan J.E., de Vente W., Huizink A.C., Bögels S.M., de Bruin, E.I. Physical Activity, Mindfulness Meditation, or Heart Rate Variability Biofeedback for Stress Reduction: A Randomized Controlled Trial // Applied Psychophysiology Biofeedback. 2015, Volume 40, Issue 4, Pages 257-268.
Дата публикации 29.02.2016