Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2016, Т. 6, № 1, С. 38–49
УДК: 
159.9.07

Влияние психофизиологического сопровождения учащихся на успешность обучения в профильных классах

Браун О. В. 1 (Березовский, Россия), Федоров А. И. 2 (Кемерово, Россия), Литвинова Н. А. 3 (Кемерово, Россия)
1 Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Березовский, Кемеровская область, Россия
2 Кемеровский областной психолого-валеологический центр
3 Кемеровский государственный университет
Аннотация: 

В статье представлен обзор экспериментальных материалов относительно роли индивидуально-типологических особенностей в процессе школьной адаптации. Проанализированы данные по изучению психофизиологических показателей учащихся старших классов с учетом дифференцированного профильного обучения. Проведен анализ изменения психофизиологической организации по результатам выполнения когнитивных и нейродинамических тестов подростками в процессе предпрофильного и профильного обучения. Показано, что для каждого профиля обучения выявлены определенные психофизиологические предикторы, позволяющие провести распределение на три группы: «рекомендованные», «условно рекомендованные» и «не рекомендованные» к выбранному профилю учебной деятельности, которые во многом определяют успешность обучения. Проводимые коррекционные мероприятия оказывают влияние на улучшение показателей когнитивной сферы и деятельность по нормализации процессов регуляции физиологических систем организма. Установлено, что для снижения физиологической «стоимости» обучения необходимо проводить комплексные коррекционные мероприятия для обучающихся, относящиеся к группе «риска». Результаты исследования позволяют осуществить дифференцированный анализ показателей психофизиологической адаптации школьников к воспитательно-образовательному процессу. Полученные нами результаты свидетельствуют, что и адаптация и успешность обучения в старшем звене школы определяются достаточно развитыми психофизиологическими качествами выбранными для данного профиля, а у старшеклассников у которых психофизиологические характеристики не соответствуют качествам выбранного профиля обучения развивается процесс дезадаптации и повышается физиологическая «цена» обучения.

Ключевые слова: 

психофизиологические показатели, профильное обучение, коррекция учебной деятельности

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85017603410&origin=...

Estimation of psychophysiological indicators of schoolboys in the conditions of profile training

Библиографическая ссылка:
Браун О. В., Федоров А. И., Литвинова Н. А. Влияние психофизиологического сопровождения учащихся на успешность обучения в профильных классах // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1. – С. 38–49. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1601.03
Список литературы: 
  1. Антропова М. В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М. Умственная работоспособность и состояние здоровья школьников, обучающихся по различным педагогическим системам // Физиология человека. – 1998. – Т. 24, № 5. – С. 80–84.
  2. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 240 с.
  3. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии. – М.: Владос, 2000. – 144 с.
  4. Казин Э. М., Толстикова О. Д., Корнишина Л. А., Дубинина Т. В. Влияние адекватного выбора профиля обучения на физиологическую адаптацию и успешность учебной деятельности // Валеология. – 2006. – № 4. – С. 40–45.
  5. Казин Э. М., Лазарева Т. А., Литвинова Н. А. Особенности адаптации школьников в условиям предпрофильной подготовки и профильного обучения // Валеология. – 2011. –
    № 1. – С. 5–12.
  6. Литвинова Н. А., Заруба Н. А., Иванов В. И. Применение автоматизированной программы для оценки психофизиологических особенностей учащихся профильных классов // Учитель Кузбасса. – 2006. – № 2 (3). – С. 64–71.
  7. Тарасова О. Л. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типом вегетативной регуляции: автореф. дисс. … канд. мед. наук. – Томск, 1998. – 20 с.
  8. Холоднюк Т. А., Казин Э. М., Литвинова Н. А., Швачунова Л. М. Психофизиологическое сопровождение на этапе предпрофильного обучения // Валеология. – 2009. – № 1. – С. 59–63.
  9. Currie C., Molcho M., Boyce W., Holstein B., Torsheim T., Richter M. Researching health inequalities in adolescents: the development of the Health Behaviour in School-Aged Children (HBSC) family affluence scale // Soc. Sci. Med. – 2008. – Mar; 66(6). – P. 1429–1436.
  10. Dijk D. J., Larkin W. Fatigue and performance models: general background and commentary on the circadian alertness simulator for fatigue risk assessment in transportation // Aviate Spase Enviror Med. – 2004. – Vol. 75. – P. 119–121.
  11. Dinges D. F. Critical research issues in development of biomathematical models of fatigue and performance // Aviate Spase Enviror Med. – 2004. – Vol. 75. – P. 181–191.
  12. Lipman E. L. Expected levels of behaviour problems in a population sample of children between four and eighteen years // Evid Based Ment Health. – 2003. – Nov; 6(4). – P. 107.
  13. Muris P., Meesters C. Children's somatization symptoms: correlations with trait anxiety, anxiety sensitivity, and learning experiences // Psychol Rep. – 2004. – Jun; 94 (3 Pt 2). – P. 1269–1275.
  14. Nansel T. R., Craig W., Overpeck M. D., Saluja G., Ruan W. J. Cross-national consistency in the relationship between bullying behaviors and psychosocial adjustment. Health Behaviour in School-aged Children Bullying Analyses Working Group // Arch Pediatr Adolesc Med. – 2004. –  Aug; 158(8). – P. 730–736.
  15. Ravens-Sieberer U., Hölling H., Bettge S., Wietzker A. Assessment of psychological health and quality of life with The Child and Adolescent Health Survey // Gesundheitswesen. – 2002. – Dec; 64 Suppl 1. – P. 30–35.
  16. Starfield B. et ai. Social class gradients in health during adolescence // Journal of Epidemiology and Community Health. – 2002. – Vol. 56. – P. 354–361.

 

Дата публикации 29.02.2016