Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2016, Т. 6, № 1, С. 60–67
УДК: 
376

Размышления о пенитенциарной педагогике в Германии [In English]

Валькенхорст Ф. 1 (Кёльн, Германия)
1 Кёльнский университет, Кёльн, Германия
Аннотация: 

В статье рассматриваются проблемы демократического переустройства современного общества. Теоретическое осмысление основных тенденций его развития и поиск возможных путей их практического воплощения. Важнейшим направлением уголовно-исполнительной политики Германии является не исправление, воспитание осужденных.
Пенитенциарная система Федеральной республики Германии и ее опыт обращения с осужденными с точки зрения демократических начал и отдельных институтов уникален и является одним из самых признанных в Европе.
В учреждениях, предназначенных для применения мер исправления и безопасности, которые представляют собой социально-терапевтические учреждения, содержатся лица с психическими заболеваниями и отклонениями, а также осужденные, лечащиеся от наркомании и алкоголизма. К этой же категории относятся учреждения, в которых содержатся после отбывания наказания рецидивисты, проходящие стадию адаптации к жизни на свободе. Анализируется опыт работы учреждений для осужденных несовершеннолетних и амбулаторное и стационарное исправление, пенитенциарные учреждения открытого типа.
На организацию исполнения и отбывания наказания оказывают значительное влияние концепция и идеи классической школы правовозмездия за содеянное. Персонал тюремной системы ФРГ строго придерживается заповеди: не отнимать у человека больше прав, чем это нужно, приучить осужденного подчиняться закону и быть ответственным за свои поступки. Выполняются эти задачи при помощи различных институтов системы, и, прежде всего, усилиями социальных работников.
Большое значение социальные работники придают изучению личности осужденного в тот период, когда он помещается на 6 недель в тюрьме в отделение для временного содержания. В этот период психологи, юристы, педагоги, представители биржи труда внимательно наблюдают за осужденным, после чего на каждого из них составляется характеристика. После «обследования» осужденного направляют в учреждение, в котором ему легче адаптироваться в соответствии с общими характеристиками среды, в которую он будет помещен для отбывания наказания в виде лишения свободы.

Ключевые слова: 

расширение прав и возможностей, поощрение, генеральное управление пенитенциарной службы, основные формы образовательной деятельности, профессиональной этики

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85017643529&origin=...

Thoughts about an ethical management of penal institutions

Библиографическая ссылка:
Валькенхорст Ф. Размышления о пенитенциарной педагогике в Германии [In English] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1. – С. 60–67. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1601.05
Список литературы: 
  1. Strafgesetzbuch (StGB) in der Fassung vom 13. November 1998 (BGBl. I S. 3322), zuletzt geändert durch Art. 1 des Gesetzes vom 23. April 2014 (BGBl.  I S. 410).
  2. Bundesverfassungsgericht vom 31.05.2006 – 2BvR 1673/04; 2 BvR 2402/04.
  3. Giesecke, H. (2010): Pädagogik als Beruf – Grundformen pädagogischen Handelns. Weinheim (10. Auflage).
  4. Lang, F. R., Martin, M. & Pinquart, M. (Hrsg.) (2012): Entwicklungspsychologie – Erwachsenenalter. Göttingen.
  5. Faltermaier, T., Mayring, Ph., Saup, W. & Strehmel, P. (2013): Entwicklungspsychologie des Erwachsenenalters. Stuttgart (3., vollständig überarbeitete Auflage).
  6. Laubenthal, K. (2011): Strafvollzug. Heidelberg (6. neu bearb. Auflage).
  7. Herrmann, W. (1926): Das Hamburgische Jugendgefängnis Hahnöfersand: Ein Bericht über Erziehungsarbeit im Jugendstrafvollzug. (Neuauflage: Hannover 1997).
  8. Aurin, K. (Hrsg.) (1990): Was ist eine gute Schule? Bad Heilbrunn.
  9. Lehmann, A. & Greve, W. (2003): Justizvollzug als Profession. Herausforderungen eines besonderen Tätigkeitsbereiches. Befragung der Mitarbeiterinnen und Mitarbeiter im niedersächsischen Justizvollzug. Hannover: Kriminologisches Forschungsinstitut Niedersachsen.
  10. Böhm, A. (2003): Strafvollzug. Neuwied (3. neu bearb. Auflage).
  11. Böhm, A. (1992): Erziehung durch stationäre Maßnahmen? In: Informationsdienst Neue Folge 2 (1992), H.5, 2-10  (Hrsg.: Regionalgruppe Hessen in der Deutschen Vereinigung für Jugendgerichte und Jugendgerichtshilfen e.V.).
  12. Herzog, J. (2013): Die schwierige Rolle der Führungskräfte im Allgemeinen Vollzugsdienst (AVD). In: Forum Strafvollzug Jg. 62, Nr. 3, S. 154-158.
  13. Bögemann, H. (2003): Gesundheitsförderung in totalen Institutionen am Beispiel einer geschlossenen Justizvollzugsanstalt. Bielefeld. (Univ., Diss.)
  14. Brezinka, W. (1993): Erziehung in einer wertunsicheren Gesellschaft, München, Basel.
  15. Radbruch, Gustav / Kaufmann, Arthur [Hrsg.]; Spendel, Günter [Bearb.] (1991): Gesamtausgabe / Gustav Radbruch Band 17: Briefe I (1898-1918). Heidelberg: Müller; Jur. Verlag
Дата публикации 29.02.2016