Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, No.6, С.161-171
УДК: 
37.01 + 374 + 378

Непрерывное образование в современных условиях: основные концептуальные подходы

Пушкарёв Ю. В. 1 (Новосибирск, Россия), Пушкарёва Е. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье рассматриваются проблемы непрерывности образовательного процесса, его направленности и содержания на всех уровнях существующей образовательной системы. Выявляется специфика современных представлений о развитии и функционировании непрерывного образования, проводится обобщающий философский анализ проблем, актуализируемых современными специалистами образовательной сферы. Философский анализ непрерывного образования позволяет исследовать его как процесс, как деятельность и механизм их взаимодействия, а также как структурно-организационное и структурно-функциональное явление. Чаще всего непрерывное образование анализируется специалистами образовательной сферы как процесс постоянной профессиональной подготовки и повышения квалификации на всех ступенях системы образования, а также как дополнительное общее образование для всех. В последнее время много говорится о проблеме подготовки обучающихся к изменяющимся условиям общественного развития, но далеко не всегда такой анализ проводится в контексте проблем развития непрерывного образования. Менее всего проблема непрерывного образования раскрывается через призму ее ведущей цели, направленной на распространение культуры в целом.

Ключевые слова: 

образовательная система, информационное общество, общество знания, непрерывность образовательного процесса, функционирование непрерывного образования, культурные традиции, ценностный подход

Библиографическая ссылка:
Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Непрерывное образование в современных условиях: основные концептуальные подходы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 161–171. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1506.17

Список литературы: 
  1. Абрамова А., Сивцев Н., Журавлев Ф. Многоуровневое непрерывное профессиональное образование // Высшее образование в России. – 2007. – № 2. – С. 89–93.
  2. Акопов Г. В. Образование в условиях непрерывной реформации: психологические аспекты // Самарский научный вестник. – 2013. – № 1 (2). – С. 5–8.
  3. Бекоева М. И. Интеграция систем общего и дополнительного образования как основа организации непрерывного профессионального образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2014. – № 3. – С. 135–140.
  4. Борытко Н. М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагога-воспитателя в системе непрерывного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – № 11 (75). – С. 41–45.
  5. Виноградов И. А. Непрерывное образование – важное условие всестороннего развития личности. – М.: Знание, 1979
  6. Владиславлев А. П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. – М.: Мол. гвардия, 1978
  7. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 512 с.
  8. Горохов В. А., Коханов Л. А. Основы непрерывного образования в СССР. – М.: Просвещение, 1987.
  9. Еремин С. Н. Философия образования как предмет рефлексии // Философия образования. – 2001. – № 1. – С. 13–22.
  10. Жафяров А. Ж. О реформе образования: ее адекватность социальным реалиям и направленность на защиту ребенка // Философия образования. – 2003. – № 1 (6). – С. 24–29.
  11. Зайцева О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 7. – С. 106–109.
  12. Игнатьев В. И., Розанов Ф. И. Образование в информационную эпоху // Философия образования. – 2008. – № 2 (23). – С. 76–86.
  13. Карпенко М. Непрерывное образование на основе информационно -коммуникационных технологий // Высшее образование в России. – 2005. – № 6. – С. 8–18.
  14. Колесникова И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. – Т. 1, № 1 (1). – С. 2–18.
  15. Курылев A. Непрерывное открытое профессиональное образование для инновационной экономики // Высшее образование в России. – 2008. – № 6. – С. 16–21.
  16. Леонидова Г. В., Устинова К. А. Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2012. – № 6 (24). – С. 124–137.
  17. Майер Б. О. Эпистемологические аспекты философии образования: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. – 213 с.
  18. Мацкевич В. В. Образование // Всемирная энциклопедия. Философия. – М.: АСТ; Мн.: Харвест; Современный литератор, 2001. – С. 717.
  19. Наумова Т. Б. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования // Компетентность. – 2009. – № 5. – С. 10–16.
  20. Орланова А. И. Обществу знаний – непрерывное образование // Высшее образование в России. – 2011. – № 2. – С. 114–120.
  21. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Образование общества знания: специфика современного развития: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 196 с.
  22. Пушкарёв Ю. В., Латуха О. А. Современное образовательное учреждение: методология научного подхода: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 192 с.
  23. Пушкарёва Е. А. Ценностные основания современного взаимодействия образования и науки: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 172 с.
  24. Пушкарёва Е. А., Латуха О. А. Интеграция науки и образования: проблемы реализации в образовательном учреждении: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 184 с.
  25. Пфаненштиль И. А., Пфаненштиль Л. Н. Образование и наука как фактор национальной идеи и возрождения России // Науковедение. Фундаментальные и прикладные проблемы: Сб. науч. тр. – Вып. 1. – Красноярск: Изд-во СибГАУ, 2002. – С. 220–223.
  26. Рыбакина Н. А. Непрерывное образование как новая образовательная парадигма // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2013. – № 3. – С. 14–22.
  27. Садовничий В. А. Пока не поздно – уже опаздываем // Образование, которое мы можем потерять: сборник / под общ. ред. В. А. Садовничего. – М.: МГУ, 2002. – С. 93–105.
  28. Сапожников Г. А. Опыт и задачи научно-образовательного комплекса Новосибирской области в развитии инновационной деятельности // Наука и высшее образование в Сибири. Проблемы интеграции и развития: Материалы к Общему собранию СО РАН (10 декабря 2004 г., Новосибирск) / отв. ред. Л. П. Зайцева, Н. В. Белякова. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. – С. 35–36.
  29. Севостьянов В. С. Непрерывное профессиональное образование // Высшее образование в России. – 2009. – № 12. – С. 108–112.
  30. Сериков Г. Н., Котлярова И. О. Гуманно ориентированное непрерывное образование // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2009. – № 38 (171). – С. 7–10.
  31. Скрябина Н. Ю. Социально-аксиологические потенциалы системы непрерывного образования в перспективе развития современного общества // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2012. – № 6 (26). – С. 159–166.
  32. Степашко Л. А. Философия и история образования. – М.: Моск. псих.-соц. ин-т; Флинта, 2003. – 320 с.
  33. Цибизова Т. Ю. Интеграция науки и образования как элемент системы непрерывного профессионального образования // Интеграция образования. – 2011. – № 4. – С. 25.
  34. Чуринов Н. М. Российская система образования как фактор стабилизации общественной жизни // Философия образования. – 2007. – № 1 (18). – С. 146–152.
  35. Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. – 2005. – № 3. – С. 36–49.
Дата публикации 20.12.2015