Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, Т. 5, № 6, С. 121–130
УДК: 
37.0+316.7

Тенденции развития социального воспитания детей в постиндустриальном обществе

Лаврентьева З. И. 1 (Новосибирск, Россия), Койнова-Цёльнер Ю. В. 2 (Дрезден, Германия), Ромм Т. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 Технический университет Дрездена
Аннотация: 

Постиндустриализм актуализирует задачу развития социального потенциала человека, что влечет за собой изменения в закономерностях и содержании социального воспитания. Закономерным становится обострение диалектичности индивидуально-личностных процессов развития и социальных норм, идеалов, национально-культурных ценностей общества. Социальное воспитание приобретает характер личностно ориентированного. Особенно заметно проявление этой тенденции в семейном воспитании. С одной стороны, взаимоотношения семьи с другими социальными институтами постепенно сводятся к дальнейшему сосредоточению функций социального воспитания вне семьи; с другой – появляются замещающие семьи, где функции семейного и социального воспитания тесно интегрируются. Замещающая семья, сохраняя кровную семейную идентичность, посредством собственных семейных традиций прививает ребенку общественные ценности, готовит его к самостоятельной жизни в обществе. Замещающая семья формирует доверие к миру на основе восстановления доверия к самому себе. Миссия педагогики заключается в создании специальных условий преодоления противоречий между нарастающим социальным влиянием и индивидуальным развитием личности или семьи.

Ключевые слова: 

социальный потенциал человека, социальный институт семьи, социальное воспитание, семейное воспитание, воспитание детей в замещающих семьях

https://elibrary.ru/item.asp?id=25112124

Библиографическая ссылка:
Лаврентьева З. И., Койнова-Цёльнер Ю. В., Ромм Т. А. Тенденции развития социального воспитания детей в постиндустриальном обществе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 121–130. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1506.13
Список литературы: 

1          Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Психолого-педагогический поиск. – 2010. – № 2 (4). – С. 21–39.

2          Голофаст В. Б. Социология семьи. Статьи разных лет / под ред. О. Б. Божкова. – СПб.: Алетейя, 2006. – 432 с. 

3          Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/69 (дата обращения 18.11.2015).

4          Гурко Т. А., Белобородова О. А. Становление института приемной семьи в регионах // Социологические исследования. – 2009. – № 2. – С. 134–138.

5          Зябрева Л. М. Ежегодный доклад уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области «О соблюдении прав и законных интересов ребенка в Новосибирской области». – Новосибирск, 2015. – 173 с.

6          Колесникова И. А. О парадоксальности контекста современного образования // Новые ценности в образовании. Контексты и подтексты образовании. – 2006. – Выпуск 5–6 (28–29). – С. 11–24.

7          Лаврентьева З. И. Приемная семья как социально-педагогический феномен: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 218 с.

8          Леонова Е. Е. Психологические особенности подростков, переживших вторичное сиротство // Педагогика в пространстве науки и практики: сборник статей по итогам открытых педагогических чтений (Новосибирск, 8–10 апреля 2015 г.) / под ред. З. И. Лаврентьевой, Т. А. Ромм; Мин-во обр. и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Вып. 7. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – С. 189–193.

9          Мудрик А. В. Воспитание как социальный институт // Вопросы воспитания. – 2009. – № 1. – С. 44–49.

10      Неупокоева О. Программа психологической подготовки приемных детей к школе // Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М.: Здесь и сейчас, 2015. – С. 161–200.

11      Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья: монография. – М.: Генезис, 2006. – 368 с.

12      Петрановская Л. В. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка. – М.: АСТ, 2015. – 99 с.

13      Ромм Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал – 2013. – № 2. – С. 26–31.

14      Скворцова Е. И. Дифференцирующие признаки эффективной и неэффективной позиции приемного родителя // Педагогика в пространстве науки и практики: сборник статей по итогам открытых педагогических чтений (Новосибирск, 8–10 апреля 2015 г.) / под ред. З. И. Лаврентьевой; Т. А. Ромм; Мин-во обр. и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – Вып. 7. – С. 224–230.

15      BollnowO. F. Einfache Sittlichkeit. Kleine philosophische Aufsätze. – Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1947. – 205 p.

Дата публикации 20.12.2015