Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, Т. 5, № 6, С. 50–57
УДК: 
378.02 + 378.637

Культура учебной деятельности студентов: сущность, дефиниции, принципы формирования

Крайник В. Л. 1 (Барнаул, Россия)
1 Алтайский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье рассматриваются существующие подходы к интеграции понятий «культура» и «учебная деятельность», показывается их диалектическая взаимосвязь и взаимодействие, ведущая роль в механизме функционирования институтов образования человека, наследования и передачи из поколения в поколение сложившихся культурных ценностей. Проводится обзор научно-исследовательских работ, заявленная проблематика которых обусловлена противоречием между необходимостью развития учебной деятельности в контексте культуры и недостаточной разработанностью данного аспекта в теории и практике профессиональной подготовки будущего педагога. Исходя из проведённого критического анализа, формируется авторская позиция, основывающаяся на необходимости раскрытия культурологического потенциала учебной деятельности, выведения его из неопределенного состояния и установления конструктивной культуросообразной парадигмы. Формулируются культурологические принципы учебной деятельности, обусловливающие спектр содержательных доминант и технологических решений в профессиональной подготовке студентов. Ставится проблема разработки специализированных образовательных стандартов для высшей школы, направленных на формирование культуры учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: 

культура, учебная деятельность, культура учебной деятельности, культуросообразность, культуротворчество, личностное саморазвитие, ценностное отношение, субъектность, поликультурность, самоопределение, открытость, креативность

https://elibrary.ru/item.asp?id=25112117

Библиографическая ссылка:
Крайник В. Л. Культура учебной деятельности студентов: сущность, дефиниции, принципы формирования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 50–57. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1506.06
Список литературы: 
  1. Алеева Ю. В. Педагогическая олимпиада как средство формирования культуры учебной деятельности студента // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2013. – № 4. – С. 49–53.
  2. Болдышева Т. Н. Формирование у студентов младших курсов культуры учебного труда (на материале педвузов): дис… канд. пед. наук. – Томск, 1969. – 324 с.
  3. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов-н/Д: Учитель, 1999. – 263 с.
  4. Гарифуллина М. М. Дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов: дис… канд. пед. наук. – Казань, 1986. – 200 с.
  5. Дугина Е. В. Повышение культуры учебной деятельности курсантов технических вузов в процессе обучения математике: дис… канд. пед. наук. – СПб., 2002. – 160 с.
  6. Елизаров В. В. Развитие культуры учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений: дис… канд. пед. наук. – СПб., 1998. – 241 с.
  7. Каневская Ж. О. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности младших школьников: дис… канд. пед. наук. – Ставрополь, 2002. – 170 с.
  8. Киселёва Ю. В., Попова Н. В. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 5. – С. 273–276.
  9. Крайник В. Л. Культура учебной деятельности студентов: учебное пособие. – Барнаул: БГПУ, 2005. – 336 с.
  10. Крайник В. Л. Культурологические принципы учебной деятельности будущего педагога // Философия образования. – 2007. – № 2. – С. 237–241.
  11. Крайник В. Л. Сущностные аспекты культуры учебной деятельности как педагогического феномена // Образование и наука. – 2007. – № 2. – С. 27–35.
  12. Крайник В. Л. Теоретические основы культуры учебной деятельности будущего педагога: монография. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 208 с.
  13. Крайник В. Л. Теоретические предпосылки формирования культуры учебной деятельности будущего педагога // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 2. – С. 213–216.
  14. Крайник В. Л. Технология формирования культуры учебной деятельности будущего педагога: монография. – Барнаул: БГПУ, 2008. – 173 с.
  15. Крайник В. Л. Формирование культуры учебной деятельности будущего педагога: дис. … д-ра пед. наук. – Барнаул, 2008. – 380 с.
Дата публикации 20.12.2015