Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, Т. 5, № 5, С. 38–46
УДК: 
81.23

Маска и маскарад у Ф. М. Достоевского

Ружицкий И. В. 1 (Москва, Россия)
1 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Аннотация: 

The article discusses the functioning of the word mask in Feodor Dostoevsky’s creative works of different genres and of different periods of creativity, the assumption that this word has in В статье рассматривается функционирование слова маска в произведениях Ф. М. Достоевского разных жанров и разных периодов творчества, делается предположение о том, что это слово обладает у Ф. М. Достоевского статусом идиоглоссы, т. е. характеризует определенные особенности авторского идиостиля и картины мира писателя. Для верификации идиоглоссного статуса слова разработана специальная многошаговая процедура. Показателем особой значимости слова является, в частности, его символический потенциал, которым, несмотря на свою относительно низкую частоту употребления, обладает лексема маска. На основе проведенного контекстного анализа реконструируется ассоциативное поле, ядром которого являются слова маска и маскарад, проводятся параллели между такими персонажами Ф. М. Достоевского, как Голядкин, князь Валковский, Свидригайлов, Ставрогин и Ламберт. Делается вывод о том, что маска в тезаурусе Ф. М. Достоевского приобретает свойства своего рода антиконцепта, противоположного по своему содержанию и коннотации одному из центральных понятий в картине мира писателя – живой жизни.

Ключевые слова: 

лексикографическая параметризация, Словарь языка Достоевского, идиоглосса, символическое значение, антиконцепт

https://elibrary.ru/item.asp?id=24284513

Библиографическая ссылка:
Ружицкий И. В. Маска и маскарад у Ф. М. Достоевского // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 5. – С. 38–46. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1505.03
Список литературы: 
  1. Словарь языка Достоевского: лексический строй идиолекта / под ред. Ю. Н. Караулова. – М.: Азбуковник, 2003. – Вып. I. – 442 с.; вып. II – 510 с.; вып. III – 559 с.
  2.  Словарь языка Достоевского: Идиоглоссарий (А–В) / под ред. Ю. Н. Караулова. – М.: Азбуковник, 2008. – 962 с.
  3.  Словарь языка Достоевского: Идиоглоссарий (Г–З) / под ред. Ю. Н. Караулова. – М.: Азбуковник, 2010. – 1049 с.
  4.  Словарь языка Достоевского: Идиоглоссарий (И–М) / под ред. Ю. Н. Караулова. – М.: Азбуковник, 2012. – 847 с.

5. Караулов Ю. Н. Словарь Достоевского и изучение языка писателя (в качестве предисловия) // Слово Достоевского 2000 / под ред. Ю. Н. Караулова, Е. Л. Гинзбурга. – М.: Азбуковник, 2001. – С. 5–31.

6. Ружицкий И. В. Язык Достоевского: идиоглоссарий, тезаурус, эйдос: монография. – М.: ЛЕКСРУС, 2015. – С. 543.

7. Груздев И. О маске как литературном приеме. Гоголь и Достоевский // Жизнь искусства. – 1921. – № 811. – С. 109–121.

8. Данилин С. Ю. Лицо и маска в повествовании Ф. М. Достоевского: По роману «Униженные и оскорбленные» // Гуманит. исслед. в Вост. Сибири и на Дал. Востоке. – Владивосток, 2011. – № 1(13). – С. 64–67.

9. Животягина С. А. Лик – Лицо – Маска. О личности и ее облике в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Эйхенбаумовские чтения. – 2007. – Вып. 6. – C. 54–59.

10. Чеботникова Т. А. Маска как модель поведения и риторический прием [Электронный ресурс]. – URL.: http:// www.lib.csu.ru/vch/091/134.pdf (дата обращения 22.06.2015).

11. Elliott, Sh. Icon and Mask in Dostoevsky’s Artistic Philosophy // The Dostoevsky Journal. – 2000. – № 1, 1. – P. 55–67.

12. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. – Л.: Наука, 1972–1990.

13. Виноградов В. В. Эволюция русского натурализма: К морфологии натурального стиля (опыт лингвистического анализа петербургской поэмы «Двойник») // В. В. Виноградов. Поэтика русской литературы. – М.: Наука, 1976. – С. 101–140.

14. Бехтерев В. М. Будущее психиатрии. Введение в патологическую рефлексологию. – СПб.: Наука, 1997. – 330 с.

15. Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977. – 574 с.

16. Сараскина Л. И. Фёдор Достоевский: Одоление демонов. – М.: Согласие, 1996. – 462 с.

17. Ружицкий И. В. Цепочка ассоциаций как единица восприятия // Вестник Центра международных отношений МГУ имени М. В. Ломоносова. Серия «Филология. Культурология. Педагогика. Методика». – 2011. – Вып. 3. – С. 75–83.

18. Словарь символов [Электронный ресурс]. – URL.: http:// mirslovarei.com/content_sim/maska-478.html#ixzz2e6Ya3mnR (дата обращения 25.06.2015).

Дата публикации 09.10.2015