Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, Т. 5, № 3, С. 94–101
УДК: 
612.821+159.9+378+316.6

Сравнительная характеристика личностного потенциала юношей в крупном городе и районном центре

Галай И. А. 1 (Куйбышев, Россия), Лебедев А. В. 2 (Новосибирск, Россия), Айзман Р. И. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Статья посвящена изучению личностного потенциала студентов вуза крупного города и районного центра. Проведено исследование личностных характеристик юношей 18-20 лет, обучающихся по естественнонаучному и гуманитарному направлениям на 1-м курсе НГПУ в г. Новосибирске (25 чел.) и филиале университета в г. Куйбышеве (24 чел.).
Изучение личностных характеристик проводили по тестам Богомаза С.А. и соавторов с помощью разработанной нами компьютерной программы «Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов». Полученные результаты обработаны методами вариационной статистики с применением непараметрического критерия для независимых выборок Вилкоксона-Манна-Уитни.
При оценке личностного потенциала обследуемых юношей установлено, что имеются как сходства в характеристике личностных установок, так и различия, связанные с условиями проживания. Среди студентов г. Новосибирска более выражены уровень рефлексии, жизнестойкости, удовлетворенности жизнью, самоорганизации, тогда как у студентов г. Куйбышева выше уровень целеустремлённости, ориентации на карьеру и профессиональное становление.
Полученные результаты могут быть основой для организации воспитательного процесса с учетом выявленных личностных особенностей студентов.

Ключевые слова: 

личностный потенциал, студенты, место обучения, рефлексивность, жизнестойкость, самоорганизация, качество и удовлетворенность жизнью, жизненные ценности, карьера

https://elibrary.ru/item.asp?id=23565668

Библиографическая ссылка:
Галай И. А., Лебедев А. В., Айзман Р. И. Сравнительная характеристика личностного потенциала юношей в крупном городе и районном центре // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 94–101. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1503.09
Список литературы: 
  1. Адольф В. А., Журавлева О. П. Развитие личностного потенциала студента в процессе профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 2. – С. 21–26.
  2. Айзман Р. И. Здоровье и безопасность – ключевые задачи образования в современных условиях // Здоровьесберегающее образование. – 2011. – № 6 (18). – С. 48–52.
  3. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И. Методика оценки социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов: метод. пособ. – Новосибирск: Рекламно-издательская фирма Новосибирск, 2013. – 40 с.
  4. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И., Рубанович В. Б. Психофизиологические и личностные особенности студентов первого курса педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 6. – С. 244–251.
  5. Богомаз С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Здоровье нации – основа процветания России: материалы научно-практич. конгрессов Третьего Всерос. форума. – Москва, 2007. – Том 3, Часть 1. – С. 23–25.
  6. Богомаз С. А., Мацута В. В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодёжи // Технология развития коммуникативной компетентности у студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации: сборник публикаций участников исследовательского проекта. – М.: СГУ, 2010. – С. 27–35.
  7. Богомаз С. А., Мацута В. В. Опросниковые методы исследования личностного потенциала: методическое руководство. – Томск: ТГУ, 2012. – 39 с.
  8. Гапонова Г. И. Методологическое обоснование педагогической идеи развития личностного потенциала как фактора профессионализации студента // Научные исследования в образовании. – 2007. – № 2. – С. 54–58.
  9. Гапонова Г. И. Реализация личностного потенциала студента в процессе формирования профессионализма: монография. - Краснодар: Кубанский социально-экономический институт, 2010. – 180 с.
  10. Герьянская Н. О. Психоэмоциональное здоровье педагога в условиях модернизации образования // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 29. – С. 86–89.
  11. Кузнецова Л. М., Кузнецов В. Д., Тимошенко К. Т. Показатели психического здоровья современных старшеклассников и студентов вуза // Гигиена и санитария. – 2008. – № 3. – С. 59–63.
  12. Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов: свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013615200 от 11 апреля 2013 г. (г. Москва) / А. В. Лебедев, Р. И. Айзман, Н. И. Айзман, В. Б. Рубанович
  13. Литвинова Н. А., Казин Э. М., Коробецкая О. Н.  Оценка показателей психофизиологического, биоритмологического и гормонально-метабологического статуса на адаптацию людей к оперативному труду // Физиология человека. – 1989. – Т. 15, № 1. – С. 167–169.
  14. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22, № 1. – С. 16–24.
  15.  Сыркин Л. Д. Формирование личностного адаптационного потенциала студентов на начальном этапе обучения в вузе // Вестник психотерапии. – 2012. – № 1. – С. 114–122.

              

Дата публикации 09.06.2015