Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, Т. 5, № 3, С. 102–111
УДК: 
159.922+159.91+159.96

Морфофункциональные и психологические резервы курсантов военного училища в начальный период обучения

Чокотов Е. Н. 1 (Новосибирск, Россия), Григорчак Ю. В. 1 (Новосибирск, Россия), Никулина О. С. 2 (Новосибирск, Россия), Быструшкин С. К. 3 (Новосибирск, Россия), Айзман Р. И. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет"
3 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье сопоставлены результаты исследования морфофункциональных и психологических возможностей студентов военного и гражданского вузов, обеспечивающих успешность профессионального обучения призывников к условиям служебно-боевой деятельности. Показано, что курсанты военного института, по сравнению со студентами гражданского вуза соответствующего возраста, уже в начальный период обучения имеют более высокий уровень морфофункциональных резервных возможностей. Это выражается в увеличении антропометрических показателей, адаптационных функциональных возможностей кардиореспираторной системы, а также более высоком проявлении агрессивности, что, возможно, обусловлено как мотивацией на военную профессию, так и предшествующей самоподготовкой и характером отбора абитуриентов в военный вуз. Данные морфофункциональные и психические особенности курсантов зависят от профиля подготовки в рамках военного вуза.

Ключевые слова: 

морфофункциональные особенности, психологические качества, агрессивность, сердечно-сосудистая система, резервы

https://elibrary.ru/item.asp?id=23565669

Библиографическая ссылка:
Чокотов Е. Н., Григорчак Ю. В., Никулина О. С., Быструшкин С. К., Айзман Р. И. Морфофункциональные и психологические резервы курсантов военного училища в начальный период обучения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 102–111. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1503.10
Список литературы: 
  1. Агаджанян Н. А. Здоровье студентов: стресс, адаптация, спорт. – Владимир: Изд-во Вл.ГУ, 2004. – 136 с.
  2. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний. – М.: Медицина, 1997. – 168 с.
  3. Веселов В. И. Формирование психофизических качеств у курсантов высших военных учебных заведений на основе развития выносливости: дис. ... канд. пед. наук. – Тула, 2002. – 148 c. РГБ ОД, 61:02-13/1979-6
  4. Горбылёва К. В., Бебинов С. Е., Зарифьян А. Г. Соотношение психофизиологических особенностей студентов военного и медицинского вузов // Вестник КРСУ. – 2014. – Том 14,
    № 5. – С. 39–41.
  5. Давиденко Д. Н., Крылов А. И., Гришин Н. Ф. Научные основы здорового образа жизни. – СПб. : ПГУПС (ЛИИЖТ), 2000. – 16 с.
  6. Демьяненко Ю. К. Особенности влияния физических упражнений на разных этапах профессионального становления; военных специалистов // Психолого-педагогические аспекты физикой подготовки. – Л.: ВДКИФК, 1985. – С. 66–75.
  7. Доровских И. В., Заковряшин А. С., Мальцев Г. Ю., Агарков М. Б. Варианты ситуационного невротического реагирования у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву // Воен. Мед. журн. – 2004. – Т. 325, № 6. – С. 45–48. 
  8. Лебедев А. В., Рубанович В. Б., Айзман Н. И., Айзман Р. И. Морфо-функциональные особенности студентов первого курса педагогического вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 128.
  9. Макаров Р. Н. Научно-педагогические основы организации психофизиологической подготовки летного состава. – Монино: ВВА им. Ю. А. Гагарина, 1980. – 344 с.
  10. Марищук В. Л. и др. Формы обучения и воспитания, применяемые в Вооруженных Силах Российской Федерации. – СПб.: ВИФК, 1994. – 26 с.
  11. Нестеров А. А. Рекомендации по интенсификации учебных занятий по физической подготовке военнослужащих срочной службы. – М.: Военное издательство, 1992. – 56 с.
  12. Крылов А. И. Психофизическая подготовка студентов вузов России, обучающихся на военных кафедрах: авторф. дис. ... д-ра пед. наук. – СПб., 2004. – 41 с. 
  13. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1985. – 136 с.
  14. Соколова Н. В. Анализ состояния здоровья и уровня физической подготовленности подростков допризывного возраста // Воен. мед, журн. – 2005. – Т. 326, № 1. – С. 54.  
  15. Нестеров А. А., Дорофеев В. А., Новоселов Н. Б. Тренажеры в физической подготовке воинов. – М.: Воениздат, 1992. – С. 64.
  16. Филатов К. Г. Психофизиологические и психологические особенности юношей-призывников с различным отношением к военной службе: дис. ... канд. психол. наук. – Ростов н/Д, 1998. – 164 c. РГБ ОД, 61:99-19/129-6
  17. Шипова В. М., Коровяк Т. Ф. Медицинское обеспечение юношей призывного и допризывного возраста // Здравоохр. Рос. Федерации. – 2001. – № 1. – С. 17–25.

 

Дата публикации 09.06.2015