Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, Т. 5, № 2, С. 126–133
УДК: 
81'42

Прагматика научного дискурса

Мишанкина Н. А. 1 (Томск, Россия)
1 Томский государственный политехнический университет
Аннотация: 

В статье рассматриваются прагматические интенции научного гуманитарного текста и дискурса, которые реализуются как на уровне научной коммуникации, так и на уровне концептуального моделирования объекта научного описания. Методология исследования базируется на теории концептуальной метафоры, предложенной Дж. Лакоффом и М. Джонсоном, в которой метафора рассматривается как когнитивная операция, основанная на процессе аналогии. Концептуальная метафора, используемая автором научного текста для представления объекта исследования, становится фокусом его прагматических интенций и имплицитно транслирует их адресатам текста через систему текстовых метафор, выступая в качестве основного инструмента моделирования. При этом научный текст, сохраняя внешние параметры объективности, передает прагматические (в т.ч. оценочные) установки автора. Способы метафорического моделирования прагматических аспектов научного текста выявляются на материале академических текстов из области философии, лингвистики, истории.

Ключевые слова: 

прагматика, научный дискурс, язык науки, гносеологическая метафора, метафорическое моделирование

https://elibrary.ru/item.asp?id=23199329

Библиографическая ссылка:
Мишанкина Н. А. Прагматика научного дискурса // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 2. – С. 126–133. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1502.12
Список литературы: 
  1. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение,1993. – 224 с.
  2. Тутнер Г. Б. Прагматика // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: Канон+, 2009. – 1248 с.
  3. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975. – 287 с.
  4. Степин В. С. История и философия науки. – М.: Академический проект, 2011. – 423 с.
  5. Красильникова Л. В. Жанр научной рецензии: семантика и прагматика. – М.: Диалог-МГУ, 1999. – 137 с.
  6. Котюрова М. П. Творческая индивидуальность и цитирование // Стереотипность и творчество в тексте. – Пермь, 2001. – вып. 7. – C. 244–258.
  7. Кржижановская Е. М. Коммуникативно-прагматическая структура научного текста: АКД. – Пермь: изд-во Перм. ун-та, 2000. – 23 с.
  8. Шевцова Н. В. Научный дискурс и его лингвистическая прагматика // Педагогический университетский вестник Алтая. – 2003. – №  4. – C. 113–116.
  9. Таюпова О. И. Прагматика научно-популярного текста // Актуальные проблемы контрастивной лингвистики, типологии языков и лингвокультурологии в полиэтническом пространстве. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2011. – Ч. 2. – С. 135–143.
  10. Баженова Е. А. Средства адресации в научном тексте [Электронный ресурс] // Медиаскоп. – 2012. – Вып. 4. – URL : http://www.mediascope.ru/node/1240 (дата обращения 23.01.2015)
  11. Ладыжникова В. И. Тематическое развертывание и прагматическое фокусирование в научном тексте [Электронный ресурс] // Вестник БФУ им. И. Канта. – 2010. – Вып. 02. – URL : http://journals.kantiana.ru/upload/iblock/6bf/aobrbwyaswbnmrxahkqaor%20oc.lq._65-70.pdf (дата обращения 23.01.2015)
  12. Курбанова З. Ф. Диалогичность научной речи в аспекте экспрессивности и прагматики: АКД. – Махачкала: изд-во Дагестанского гос. пед. ун-та, 2004. – 24 с.
  13. Шорыгина Л. А. Неявная оценка в научных текстах, создаваемая стилистическим приемом метафоры // Вестник МГЛУ. – 2007. – № 521. – С. 28–35.
  14. Мишанкина Н. А. Метафора в науке: парадокс или норма? – Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2010. – 282 с.
  15. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 256 с.
  16. Петров В. В. Научные метафоры: природа и механизм функционирования // Философские основания научной теории. – Новосибирск: Наука, 1985. – С. 196–220.
  17. Boyd R. Metaphor and Theory Change // Metaphor and Thought. – Cambridge: University Press, 1979. – P. 481–533.
  18. Руднев В. П. Язык и смерть. (Психоанализ и «картезианская» философия языка ХХ века) // Логос. – № 1 (22). – 2000 – С. 111–138.
  19. Кара-Мурза С. Г. Гражданская война (1918–1921). Урок для XXI века. – М.: ЭКСМО, 2003. – 384 с.
Дата публикации 06.04.2015