Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, Т. 5, № 2, С. 172–182
УДК: 
81'374 + 81'26

Понятие «грамотность» в наивном языковом сознании: поиск критериев и средств достижения

Маркасова О. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье исследуется современная интерпретация понятия «грамотность» в научной и наивной картине мира. Обращение к различным лексикографическим данным позволяет обосновать мысль о трансформации понятия в обществе, что связано с неопределенностью требований к современному человеку. По данным словарей, слово грамотный имеет три значения. Однако анализ контекстов из интернет-коммуникации, а также материалов Национального корпуса русского языка показывает максимальную орфоориентированность наивных пользователей языка: понятие грамотности сводится к владению орфографическими и пунктуационными нормами. Это утверждение противоречит развивающимся в научном дискурсе теориям развития функциональной и культурной личности. Такая же тенденция прослеживается и при выборе критериев словаря: для носителей языка актуальны универсальные многотемные словари-справочники. Обобщенная грамотность обусловливает изменение классификационного статуса словарей: исчезает оппозиция «энциклопедический словарь – толковый словарь». Автор статьи обращает внимание на активное обсуждение этой проблемы в блогосфере и новую для лингвистики специфику онлайн-комментирования

Ключевые слова: 

грамотность, лексикография, картина мира, семантика, языковые изменения

https://elibrary.ru/item.asp?id=23199335

Библиографическая ссылка:
Маркасова О. А. Понятие «грамотность» в наивном языковом сознании: поиск критериев и средств достижения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 2. – С. 172–182. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1502.17
Список литературы: 

1. Рязанцев А. «Тотальный диктант – 2013»: процент грамотных падает // «Русский мир. ру» [Электронный ресурс]. – 2014. – № 12. – URL : http://www.russkiymir.ru/publications/86156(дата обращения: 12.10.2014).

2. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: в 86 полутомах с иллюстрациями и дополнительными материалами [Электронный ресурс]. – СПб., 1890–1907.– URL : http://enc-dic.com/brokgause/Gramotnost-95447.html(дата обращения: 14.10.2014).

3. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – М., 1969–1978. – URL : http://www.big-soviet.ru/132/22604/Грамотность (дата обращения: 14.10.2014).

4. Сметанникова Н. Н. Грамотность, единственное или множественное число? К вопросу о функциональной неграмотности [Электронный ресурс]. – URL : http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=77 (дата обращения: 05.11.2014).

5. Богин Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов: автореф. дисс. … д-ра филол. н. – Л., 1984. – 33 с.

6. Губернская Т. В., Ефремов В. А. Олимпиады по русскому языку и проблемы культуры речи учащихся [Электронный ресурс] // The Emissia.Offline Letters: электронное научн. изд. (научно-педагогический интернет-журнал). – 2013. – URL : http://www.emissia.org/offline/ 2013/2111.htm (дата обращения: 14.10.2014).

7. Словарь русского языка: в 4-х тт. / под ред. А. П. Евгеньевой. – М.: Русский язык, 1999.–Т. I. А–Й. – 698 с.

8. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 с.

9. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / под ред. Г. Н. Скляревской. – СПб.: Фолио-Пресс, 1998. – 700 с.

10. Елистратов В. С. Словарь русского арго: материалы 1980–1990 гг. – М.: Русские словари, 2000. – 694 с.

11. Словарь синонимов: справочн. пособие / ред. А. П. Евгеньева. – М.: Наука, 1976. – 648 с.

12. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка / ред. Л. А. Новиков. – М.: Русский язык, 1985. – 384 с.

13. Русский ассоциативный словарь: в 2 тт. / отв. ред.  Ю. Н. Караулов. – М.: АСТ-Астрель, 2002. – Т. I. От стимула к реакции. – 784 с.

14. Кошкарева Н. Б., Исаченко О. М. Мониторинг состояния грамотности населения г. Новосибирска по результатам акции «Тотальный диктант» // Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья: Тр. и мат-лы второй Всероссийск. научно-практической конф. – Тюмень, 2010. – Ч. 1. – С. 54–64.

15. Ловцов А. Зачем человеку грамотность? [Электронный ресурс] // Школа жизни.Ру. – 25.07.2011. – URL :http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-47419/ (дата обращения: 12.10.2014).

16. Грамотны ли Вы, или 5 000 слов, которые помогут проверить это / Сост. В. А. Пушных, Н. Н. Шевченко. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1994. – 87 с.

17. Зайковская И. А. Ассоциативно-семантический потенциал и текстовые реализации лексической парадигмы «словарь»: автореф. дисс. ... канд. филол. н. – СПб., 2011. – 20 с.

18. Щерба Л. В. Опыт общей теории лексикографии // Л. В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – С. 265–304.  

19. Русские глагольные предложения: Экспериментальный синтаксический словарь / под общ. ред. Л. Г. Бабенко. – М.: Флинта, 2002. – 464 с.

20. Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. – М.: Астрель : АСТ, 2002. – 816 с.

Дата публикации 06.04.2015