Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, Т. 5, № 1, С. 20–29
УДК: 
378.4:004+372.811.1:008.2

Языковое образование в российских технических вузах: эволюция, актуализация, перспективы

Сидоренко Т. В. 1 (Томск, Россия), Рыбушкина С. В. 1 (Томск, Россия)
1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Аннотация: 

Как в настоящее время, так и в обозримом будущем, иноязычная компетентность и языковая коммуникация имеют особую значимость в личностной и профессиональной самореализации специалиста для глобализации мирового знания и мировой экономики. При этом приходится признать тот факт, что языковое образование в российских технических вузах не в полной мере отвечает поставленным перед ним задачам. Актуальность и цели языкового образования в системе высшего образования России на разных этапах его развития изменялись в достаточно широких пределах, испытывая на себе как идеологическое воздействие существующего политического режима, так и влияние разнообразных социально-экономических трансформаций. Авторы статьи с исторических позиций проводят анализ процессов, характерных для разных этапов эволюции языкового образования в российских технических вузах, с целью выявления логики, определяющей изменения его социальных функций и целей соответственно. Результаты анализа позволили уточнить цели языкового образования на современном этапе, а также определить дидактический инструментарий, позволяющий распределить имеющейся ресурс для получения желаемых результатов.

Ключевые слова: 

языковое образование, профессиональное саморазвитие, компетентностный подход, междисциплинарный подход, модульность обучения, метапредметность

https://elibrary.ru/item.asp?id=22943096

Библиографическая ссылка:
Сидоренко Т. В., Рыбушкина С. В. Языковое образование в российских технических вузах: эволюция, актуализация, перспективы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1. – С. 20–29. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1501.02
Список литературы: 
  1. Серветник О.Л., Хвостова И.П. Анализ факторов, влияющих на требования к профессиональной компетентности современного инженера // Инженерное образование. – 2012. – № 11. – С. 102-105. 
  2. Готлиб Р.А. Социальная востребованность знания иностранного языка // Социологические исследования. – 2009. – №2. – С. 122-127.
  3. 3. Левченко О.Ю. Историографический анализ преподавания иностранных языков в России // Гуманитарный вектор. – 2013. - №1(33). – С. 31-35.
  4. Федорова О.Н. Обучение английскому языку студентов неязыкового вуза на основе компетентностного подхода: автореф. дис. на соиск. степени канд. пед. наук: 13.00.02. – Спб, 2007. – 25 с.
  5. Акопян Л.Г. Различные подходы в преподавании иностранного языка студентам в неязыковых вузах // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург, ОГУ, – 2007. URL: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf3/30.pdf (дата обращения 26.01.2015)
  6. Бочарникова С.В. Обучение основам иноязычной терминологии как современное требование профессиональной подготовки специалистов // Концепт. – 2014. – Современные научные исследования. Выпуск 2. – ART 54719. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54719.htm. (дата обращения 26.01.2015)
  7. Лытаева М.А., Талалакина Е.В. Academic skills: сущность, модель, практика // Вопросы образования. – 2011. – № 4. – С. 178-201.
  8. Попова Н.В. Модульное проектирование интегративной основы обучения иностранному языку в вузе: междисциплинарный подход. Монография. Под ред. Проф. Акоповой М.А. – Спб., Изд-во Политехн. Ун-та, 2012. – 252 с.
  9. Мещеряков Е.В., Локтюшина Е.А. Образовательное пространство формирования профессиональной иноязычной компетенции управленческих кадров. //Фундаментальные исследования. – 2012. – №11-1. – С. 79-83.
  10. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. – 2005. - №2. – С. 3-11.
  11. Зиятдинова Ю.Н., Валеева Э.Э. Интегративный подход к развитию межкультурной коммуникации студента технического вуза // Вестник Казан. технол. ун-та. – 2011. – №16. – С. 292-300.
  12. Сидоренко Т.В., Рыбушкина С.В. Дебаты как средство формирования метапредметных компетенций у студентов технического вуза при обучении иностранному языку // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 6. – С. 7-21.
  13. Розанова Я.В. Инновационные технологии в области изучения иностранных языков // Альманах современной науки и образования. – 2010. - №4. – С. 14-145.
Дата публикации 04.02.2015