Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014, Т. 4, № 4, С. 19–33
УДК: 
159.9.01+ 159.923 + 37

Специфика индивидуальности и ее развитие в детском возрасте: основные исследовательские подходы

Гудкова Т. В. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Интерес в науке к изучению таких феноменов, как личность, индивидуальность в последнее время возрос. Изучение проблемы развития активной, компетентной, самостоятельной личности является современной тенденцией научного анализа многих отраслей знания – психологии, педагогики, философии и др. Различные подходы к описанию категорий индивид, личность, индивидуальность представлены в работах отечественных и зарубежных исследователей. При этом важной научной проблемой, как в теоретическом, так и прикладном ее аспектах, являются вопросы, связанные с развитием индивидуальности в детском возрасте. В работе представлен ряд подходов исследователей по данной проблематике (Б. М. Теплов, В. Н. Мясищев, А. П. Усова, Д. И. Фельдштейн, А. Анастази, А. В. Семенович, А. С. Потапов, Н. Я. Большунова). Рассматриваются факторы различной природы, влияющие на развитие индивидуальности и основные задачи по их реализации, развитию индивидуальности в детском возрасте.
Несмотря на широко представленные научные работы по изучению индивидуальных особенностей человека в соответствии с его организацией мозга, например, в зависимости от способов восприятия информации, запоминания, стратегии мышления, не всегда учитываются психофизиологические особенности ребенка в образовательном процессе. В данной работе подчеркивается значимость разработки подходов к организации образовательного, воспитательного процессов в детском возрасте, развитию индивидуальности как одной из ведущих задач в организации обучения.

Ключевые слова: 

личность, индивидуальность, индивид, способности, одаренность, развитие индивидуальности, обучение, воспитание, социальная среда, детский возраст, индивидуальные особенности.

Библиографическая ссылка:
Гудкова Т. В. Специфика индивидуальности и ее развитие в детском возрасте: основные исследовательские подходы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 4. – С. 19–33. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1404.02
Список литературы: 
  1. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1985. – Т. 1. – 328 с.
  2. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. И. Доватура. – М.: Мысль, 1983. – 830 с.
  3. Мерлин В. С. Психология индивидуальности / под ред. Е. А. Климова. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 448 с.
  4. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.
  5. Винникотт Д. В. Разговор с родителями / пер. с англ. М. Н. Почукаевой, В. В. Тимофеевой. – М.: Класс, 1994. – 112 с.
  6. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери / пер. с англ. Н. М. Падалко. – М.: Класс,
    1998. – 80 с.
  7. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / под ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с.
  8. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
  9. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМОПресс, 2001. – 752 с.
  10. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 272 с.
  11. Большунова Н. Я. Развитие индивидуальности и субъектности в формах детской субкультуры: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – 232 с.
  12. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство,
    1997 – 298 с.
  13. Безруких М. М., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Психофизиология ребенка: учеб. пособие / 2-е изд., доп. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. –
    494 с.
  14. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – Москва: Сфера, 2003. – 285 с.
  15. Потапов А. С. Нейропедагогическое обоснование комфортного обучения ребенка: монография / науч. ред. В. М. Монахов; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2002. –
    404 с.
  16. Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти
    А. Р. Лурия. – М.: Российское психологическое общество, 1998. – 368 с.
  17. Витязь С. Н. Формирование индивидуального профиля функциональной асимметрии подростков в условиях обучения в гимназии: дис. ... канд. биол. наук. – Кемерово, 2006. – 143 с.
  18. Петрова Л. Н. Дидактические условия дифференциации обучения младших школьников: по особенностям восприятия учебного материала: автореферат дис. ... канд. пед. наук. – Москва, 2008.– 21 с.
  19. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Academa, 2008. – 474 с.
  20. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. – М.: ЭКСМО, 2009. – 464 с.
  21. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005. – 384 с.
  22. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  23. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
  24. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 220 с.
  25. Библер B. C. Основы программы. [электронный ресурс] – URL: http://www.bibler.ru/shdkom_bi_os.html (дата обращения: 25.06.2014).
  26. Берлянд Е. И. Школа диалога культур. [электронный ресурс] – URL: http://www.bibler.ru/shdkom_be_shdk.html (дата обращения: 25.06.2014).
  27. Робинсон К., Ароника Л. Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 368 с.
  28. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
  29. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение,
    1991. – 93 с.
  30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
  31. Голубева Э. А. Способности, личность, индивидуальность. – Дубна: Феникс+, 2005. –
    512 с.
  32. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. – М.: Академия,
    1996. – 416 с.
  33. Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 9–18.
  34. Кудрявцева Е. А. Развитие индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в коллективных взаимоотношениях: дис. ... д-ра пед. наук. –М., 2005. – 300 с.
  35. Гудкова Т. В. Сенсорная комната как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитатель ДОУ. – М., 2013. – № 3. –  С. 31–42.
  36. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение / пер. с фр. Л. Б. Печатниковой. – Москва: АСТ: Астрель, 2006. – 349 с.
  37. Хилтунен Е. Воспитание чувства. Упражнения для маленьких детей в сенсомоторике. – М.: ЮНИОН-паблик, Альта-Принт, 2005. – 128 с. 
Дата публикации 19.08.2014